Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
1.1.Пояснительная записка
Основнаяобразовательнаяпрограммаосновногообщегообразования(далееООПООО)
МКОУ «Нижнеказанищенский многопрофильный лицей»является нормативно-правовым документом,определяющимсодержание образования имеханизмреализациитребованийфедерального государственного образовательного стандартаосновногообщегообразованияв МКОУ «Нижнеказанищенский многопрофильный лицей» (далееФГОСООО).В программе конкретизируютсяположенияФГОСОООприменительнокособенностям лицея, состава обучающихся иусловиямреализации.ООПОООопределяетцели,задачи, планируемые результаты,содержаниеиорганизациюобразовательногопроцессавлицее.ООПОООсоставлена всоответствиисфедеральным законом«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»№273-ФЗ от
29.12.2012г;ФГОСООО,утверждѐнным приказом МОиН РФ№1897от17.12.2010г;примерной основнойобразовательной программойосновногообщегообразования,одобреннойрешением федеральногоУМОпообщемуобразованию(протокол№1/15от8.04.2015г);приказомМОиН РФ№1577от31.12.2015г«Овнесенииизмененийв ФГОСООО», законом Республики Дагестан (от 16.06.2014№48)«Обобразовании» иобеспечиваетдостижение обучающимися результатов освоения основныхобразовательныхпрограмм.
Программа определяетсодержание иорганизациюобразовательного процесса науровне основногообщегообразованияинаправлена на индивидуализациюобразования, информатизацию образовательногопроцесса,формированиеиразвитие у обучающихсяуниверсальныхучебных действий,общей культуры,духовно-нравственное,социальное,личностноеи интеллектуальное развитие,саморазвитие исамосовершенствование всехподростков, обеспечениеуспешности, развитие творческихспособностей,сохранение иукрепление здоровья.Образовательныйпроцесс строитсясучѐтомосновныхположений концепцийдуховно-нравственногоразвитияивоспитания обучающихся,профильногообучения,наоснове применения интерактивныхобразовательных технологий,эдоровьесберегающихтехнологий,педагогическихтехнологий развивающего обучения, предпрофильнойподготовки,углублѐнном изучениипредметов информационно-технологического и естественно-научного профилей.
УчебныйпланМКОУ «Нижнеказанищенский многопрофильный лицей» составленвсоответствиисзадачамипореализации образовательнойпрограммы основногообщегообразования,обеспечивающейкакбазовую,таки углублѐннуюподготовку попредметам информационно -технологического и естественно-научногопрофилей.Углубленное профильноеобучениеобеспечивается посредствомреализации:
·учебныхпрограмм,которые включаютвсебядополнительные темы,выходящие за пределы базового содержания;
· программуглубленного изучения отдельных предметов: информатика, алгебра, физика., биология и химия
Углубленное профильное обучение влицеерассматривается,преждевсего, каксредство дифференциациии индивидуализацииобучения, позволяющее за счет измененийв структуре, содержаниииорганизацииучебного процесса более полноучитыватьинтересы,склонностии способностиобучающихся, создаватьусловиядля обучения старшеклассников в соответствиисих профессиональнымиинтересамии намерениямив отношениипродолжения образования.
Лицейскаяобразовательная программа представленауглублѐнной подготовкой по профильнымпредметам,начинаяс5классаиформируетсязасчѐтчасовчастиучебногоплана, формируемойучастникамиобразовательных отношений иза счѐтуплотнения программного материала.
Всеобразовательныепрограммы по предметамосуществляются нарусскомязыке.
1.1.1.Целиизадачи реализацииосновнойобразовательной программы основного общего образования
ЦелямиреализацииООПООО являются:
-достижение выпускникамипланируемыхрезультатов: знаний,умений, навыков, компетенций икомпетентностей,определяемыхличностными,семейными,общественными, государственнымипотребностямиивозможностямиобучающегосясреднегошкольного возраста, индивидуальнымиособенностямиего развитияисостояния здоровья;
-становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижениепоставленныхцелей приреализацииосновнойобразовательнойпрограммы основного общего образованияпредусматривает решение следующихосновных задач:
-обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОСООО;
-обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
-обеспечениедоступностиполучениякачественногоосновного общегообразования, достижение планируемыхрезультатов освоенияосновнойобразовательнойпрограммы основного общего образования всемиобучающимися, в том числедетьми-инвалидамиидетьмисОВЗ;
-установлениетребованийквоспитанию исоциализацииобучающихсякакчасти образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциалалицея,
-обеспечениюиндивидуализированного психолого-педагогическогосопровождения каждогообучающегося,формированию образовательногобазиса,основанного на знанияхина соответствующемкультурномуровнеразвитияличности, созданию необходимыхусловийдляее самореализации;
-обеспечение эффективногосочетанияурочныхивнеурочныхформорганизацииучебных занятий, взаимодействия всехучастников образовательныхотношений;
-взаимодействиес социальными партнерами;
-выявление иразвитие способностейобучающихся,в том числедетей, проявивших выдающиесяспособности,детейсОВЗиинвалидов,ихинтересовчерезсистему секций,кружков, общественно полезнуюдеятельность;
-организациюинтеллектуальныхитворческихсоревнований, научно-технического творчества, проектнойиучебно-исследовательскойдеятельности;
-участие обучающихся, ихродителей(законныхпредставителей), педагогических работниковиобщественностивпроектированиииразвитиивнутришкольнойсоциальнойсреды;
-включениеобучающихсяв процессы познанияи преобразованиявнешкольной социальной среды (района, города)для приобретения опытареальногоуправления идействия;
-социальное иучебно-исследовательское проектирование, профессиональнаяориентация обучающихсяпри поддержкепедагогов,психолога,социального педагога,сотрудничествос учреждениями профессионального образования;
-сохранениеиукреплениефизического,психологическогоисоциального здоровья обучающихся, обеспечение ихбезопасности.
1.1.2. Принципыи подходы к формированиюООП ООО.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход,
который предполагает:
-воспитание иразвитие качествличности,отвечающихтребованиям информационного общества, инновационнойэкономики, задачам построенияроссийскогогражданскогообщества на основе принципов толерантности,диалогакультуриуважениямногонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-формирование соответствующейцелямобщегообразованиясоциальнойсредыразвития обучающихсявсистемеобразования,переходкстратегиисоциальногопроектирования и конструирования наосноверазработки содержания и технологийобразования, определяющих путииспособыдостиженияжелаемогоуровня(результата) личностногои познавательного развития обучающихся;
-ориентацию надостижениеосновногорезультатаобразования– развитиенаоснове освоенияуниверсальныхучебныхдействий,познанияиосвоениямираличностиобучающегося, егоактивнойучебно-познавательнойдеятельности,формирование егоготовностиксаморазвитию и непрерывномуобразованию;
-признание решающейролисодержанияобразования,способов организации образовательнойдеятельностииучебногосотрудничества вдостижении целейличностногои социального развития обучающихся;
-учетиндивидуальныхвозрастных, психологическихифизиологическихособенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса иопределенииобразовательно-воспитательныхцелейипутейих достижения;
-разнообразие индивидуальныхобразовательныхтраекторий ииндивидуальногоразвития каждогообучающегося,втомчиследетей,проявившихвыдающиесяспособности, детей- инвалидов идетейсОВЗ.
В младшемистаршемподростковом возрасте происходитсмена ведущейдеятельности, обогащаетсясоциальный опыт личности, формируется нравственная позиция, осуществляются первые социальные и профессиональные пробы,формируютсяустойчивые иизбирательные интересы.Всѐэтостановитсяосновойдляпредварительногопрофессионального (профильного) самоопределения личности.
Традиционновлицее проходятконкурсысочиненийо профессиях, тематическиевстречис руководителямипрофессиональныхучебныхзаведений,акции,посвящѐнныепрофессиональным праздникам, экскурсии.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-
педагогических особенностейразвития детей11–15 лет, связанных:
-спереходомотучебныхдействий,характерныхдляначальнойшколыиосуществляемых
толькосовместнос классом какучебнойобщностьюипод руководствомучителя,отспособности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебнойдеятельностьюнауровне основнойшколывединствемотивационно-смысловогои операционно-технического компонентов, становление которойосуществляетсявформеучебного исследования,к новойвнутреннейпозицииобучающегося–направленностина самостоятельный познавательныйпоиск, постановку учебныхцелей,освоениеисамостоятельноеосуществление контрольныхиоценочныхдействий, инициативув организацииучебного сотрудничества;
-сосуществлениемна каждомвозрастномуровне(11–13и13–15лет),благодаряразвитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно- предметные области,качественного преобразованияучебныхдействий:моделирования, контроля, оценки иперехода отсамостоятельнойпостановкиобучающимися новыхучебныхзадачкразвитиюспособности проектирования собственнойучебнойдеятельностии построению жизненныхпланов во временнóй перспективе;
-сформированиему обучающегосянаучноготипамышления,которыйориентируетегона общекультурныеобразцы,нормы,эталоны изакономерности взаимодействиясокружающим миром;
-с овладением коммуникативнымисредствамииспособамиорганизациикооперациии сотрудничества, развитиемучебного сотрудничества, реализуемого вотношенияхобучающихся с учителеми сверстниками;
-с изменениемформыорганизацииучебнойдеятельности иучебногосотрудничества от классно-урочнойклабораторно-семинарскойилекционно-лабораторной исследовательской.
Переходобучающегосявосновнуюшколу совпадаетспервымэтапом подросткового развития-переходомккризису младшегоподростковоговозраста(11–13лет,5–7классы), характеризующимсяначаломпереходаотдетстваквзрослости, при которомцентральными специфическим новообразованиемвличностиподросткаявляетсявозникновениеиразвитие самосознания–представленияотом,чтоонуженеребенок,т.е.чувствавзрослости,атакже внутреннейпереориентациейподростка справилиограничений,связанныхс моралью послушания, нанормы поведения взрослых.
Второйэтап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
-бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткийсрокмногочисленнымикачественнымиизменениямипрежнихособенностей,интересов иотношенийребенка,появлениему подростказначительныхсубъективныхтрудностейи переживаний;
-стремлениемподросткакобщению исовместнойдеятельностисо сверстниками;
-особойчувствительностьюкморально-этическому«кодексу товарищества»,вкотором заданы важнейшиенормы социального поведения взрослого мира;
-обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоениюнорм,ценностейиспособовповедения,которыесуществуютвмиревзрослыхивих
отношениях, порождающейинтенсивноеформированиенравственныхпонятийиубеждений, выработкупринципов,т.е. моральнымразвитиемличности;
-сложнымиповеденческимипроявлениями,вызваннымипротиворечием между потребностью подростков в признании ихвзрослымисостороны окружающихисобственной неуверенностьювэтом,проявляющимисявразныхформахнепослушания,сопротивления и протеста;
-изменением социальнойситуацииразвития:ростом информационныхперегрузок, характером социальныхвзаимодействий,способамиполучения информации(СМИ,телевидение, Интернет).
Учетособенностейподростковоговозраста,успешностьи своевременность формирования новообразований познавательнойсферы, качествисвойствличностисвязываетсяс активной позициейучителя,атакже садекватностью построенияобразовательного процесса и выбором условийиметодикобучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослостиподростка требуетиотродителей(законныхпредставителей)решения соответствующейзадачивоспитания подросткавсемье,сменыпрежнеготипаотношений на новый.